Анализируем метод «Join-Up» Монти Робертса
  1. ИНФО
  2. О лошадях
26 марта 2015 г.

Анализируем метод «Join-Up» Монти Робертса

«С помощью только языка лошадей, я мог заставить дикого мустанга следовать за мной, как если бы я был вожаком. Шаги и движения – последовательность взаимодействий – были одни и те же, их можно было повторять снова. Ответы лошадей были предсказуемы. Позже я узнал, что истоки этого метода можно найти в большинстве научных исследований поведения животных».

horses-training-boarding

Монти Робертс известный тренер лошадей в величайшем испытании его жизни, свои методом Join-Up – он приручил дикого мустанга в прерии без заборов или каких-либо других средств ограничения и принуждения животного. Шай Бой, дикий жеребец, не проявил агрессии и не предпринял ни единой попытки сопротивляться. Так, под прицелом видеокамер и наблюдением множества специалистов, Монти Робертс доказал, что «перемирие» между человеком и лошадью, изначально охотником и добычей, возможно. Однако жизнь поставила перед Робертсом новый вопрос – предпочел бы Шай Бой остаться диким и свободным или быть домашним и жить у людей? Был только один способ узнать ответ – предоставить мустангу выбор. Через год после приручения, Монти Робертс отпустил Шай Боя на свободу в тех же местах, поблизости от дикого табуна. В ту ночь все люди, причастные к истории гнедого мустанга, пересмотрели заново свои принципы и убеждения, ведь только выбор лошади мог показать правы они или нет. И на рассвете Шай Бой… вернулся!

montyWEB

Эта замечательная история могла бы стать прекрасным сюжетом для художественного фильма, который бы романтичные конницы пересматривали сотни раз. Но это не только сюжет, это реальная история, поэтому на страницах специализированного журнала мы должны, хотя и в ущерб романтике, раскрыть все тайны метода Join-Up.

Просвещенные конники, говоря о Монти Робертсе, часто все методы и принципы работы этого тренера называют Join-Up. Так делает и сам Монти. Однако, когда в дело суют свой нос дотошные ученые, то выясняется, что мы говорим о целой философии общения с лошадью, которая на практике выливается в собрание разнообразных методов и подходов. В основе этой философии лежит непреложная, но и не новая, мысль, что если быть внимательным к потребностям лошади, работать последовательно и терпеливо (и к тому же еще и любить животных), то лошадь обязательно ответит взаимностью, станет верным и преданным другом человека. Единственный по-настоящему новый метод, предложенный Монти Робертсом (который собственно и называется Join-Up) – это лишь малая и не для всех лошадей нужная (и полезная) часть работы. Пылким последовательницам Робертса очень важно об этом помнить.

join-up-arena

Идея Join-Up пришла Монти еще в детстве во время его наблюдений за дикими мустангами. «Я был очарован, особенно матриархом (главной кобылой в табуне). Матриарх проявляла агрессию особым образом. Она отбивала сородича из табуна и когда она ослабляла воздействие, сородич понимал, что ему разрешено вернуться». «Если младшая лошадь плохо себя вела – кусала за круп или лягалась, или еще как-нибудь своевольничала – с ней разбиралась главная кобыла. Та, сочтя бунтаря «виновным», прогоняла его или ее из табуна. Преступник, конечно же, был испуган. Быть выгнанным из табуна все равно, что услышать свой смертный приговор, ведь хищники не дремлют».

«Когда провинившаяся лошадь осознавала свою беду, она просила разрешения вернуться в группу. Она демонстрировала хорошо различимые сигналы, как если бы просила прощения и выражала покорность. Она начинала «лизать и жевать» — классическое движение «снэппинга» («snapping», также называют «маусинг», «качание челюстью»), как если бы подчиненная лошадь просила еду у главной. Высшей степенью выражения покорности было опускание носа почти до земли. В этот момент матриарх реагировала: если прежде она ходила, высоко подняв голову, а ее тело было как стрела направлено на обидчика, теперь она принимала иную позу. Разворачиваясь и показывая свой бок, она меняла направление своего внимания и избегала прямого взгляда. Эти сигналы говорили провинившейся, что та прощена. Прощение давало право вернуться в табун».

Monty-Roberts_434x3261-296x247

С помощью верховой домашней лошади, Монти Робертс попробовал подражать действиям матриарха – он отбил мустанга от табуна и преследовал его, оставаясь на одном и том же расстоянии, не слишком близко, чтобы не вызвать паники. Когда дикая лошадь проявила готовность подчиниться, Робертс начал приближаться и отдаляться, делать вольты, а мустанг следовал за ним. На этой стадии можно было начинать приучение к прикосновениям, затем к лассо, снаряжению и т. д.

Прошло 40 лет и подобным образом был, по выражению Робертса, «запущен» («to start») Шай Бой. Через 26 часов была достигнута стадия Join-Up, когда мустанг следовал за всадником, подходил и останавливался по первому требованию и позволял себя гладить. Это время не было постоянной гонкой для дикой лошади – мустанг мог пастись, посещать водопой, отдыхать. Общение с человеком начиналось лишь когда лошадь была готова к этому и не проявляла признаков беспокойства. На исходе 36 часов, Шай Бой принял трок (легкая седелка с подпругой), не пытаясь убежать или взбрыкнуть, как это делают при обычной заездке даже домашние лошади. После перерыва на ночной сон и отдых, работа продолжилась. Прогресс был очень быстрым. Но лошадям «необходимо спокойное обращение. Если вы хотите пройти с лошадью все стадии за 15 минут, это займет у вас весь день, но если вы предоставите лошади весь день, то ей понадобиться всего 15 минут». Итак, спокойно и неторопливо, Монти достиг выдающегося результата – на следующий день мустанг позволил одеть на себя седло, принял всадника, а под вечер, не сомневаясь ни секунды, зашел в трейлер и встал в ряд с другими, домашними, лошадьми.

Education-Horse

Метод Join-Up может быть применен и в работе с незаезженными домашними лошадьми, и для исправления опасных лошадей, не желающих идти на контакт с человеком. Как бы плохо не вела себя домашняя лошадь, она проще и быстрее идет на контакт с человеком, чем ее дикие собратья – как например, мустанги. В среднем метод Join-Up требует 25 минут с молодыми лошадьми, немного больше – со взрослыми и работы несколькими сессиями в течении двух дней – с особенно пугливыми животными.

Итальянские ученые П. Барагли с коллегами С. Сигиери, Д. Тедесчи, С. ДеАндреис и Л. Петри в 2003 году изучили реакции пяти двухлетних кобыл породы гафлингер на работу тренера по методу Монти Робертса. Кобылы выросли на пастбище и до тех пор не были оповожены и заезжены. В леваде 20х20 м тренер, по возможности мягко, побуждал лошадь бежать по кругу. Пока она бежала, тренер бездействовал, если лошадь останавливалась, размахивал веревкой (сперва слабо, а затем с большей амплитудой). Реакция лошади (и окончание фазы) засчитывалась лишь в том случае, если она начинала демонстрировать признаки подчинения, а именно, опускала голову, направив уши к человеку, и в некоторых случаях демонстрировала «снэппинг».

Во второй фазе эксперимента тренер, заметив признаки подчинения, подходил к лошади и пытался дотронуться до нее, погладить ее лоб и шею. Если лошадь отходила, ее снова побуждали двигаться по кругу. Фаза считалась оконченной, если тренер мог гладить голову и шею лошади, а та не проявляла признаков беспокойства. В третьей фазе тренер проверял, достиг ли он своей цели и реагирует ли лошадь на него как на существо, занимающее более высокое положение на иерархической лестнице. Для этого тренер вставал сзади животного, на расстоянии около двух метров, чтобы быть в поле зрения лошади и не подвергать себя опасности, если ей придет в голову лягнуть, и пытался выслать лошадь вперед. Затем он, теперь уже стоя спереди лошади, останавливал ее движение и, наконец, поворачивал ее направо и налево, стоя чуть сбоку и впереди лошади, чтобы быть в поле ее зрения.

рппропо

Четыре кобылы из пяти восприняли метод Join-Up в первый же день. Им потребовалось в среднем 7,5 минуты на первую фазу, 6,1 минуты на вторую и 11,5 минуты на третью. Итак, за 25 минут четыре из пяти молодых необъезженных лошадей, которые в любой момент могли убежать от тренера, и которые ни разу не были наказаны, научились двигаться по сигналу человека. Пятая кобыла, имевшая негативный опыт с транспортировкой в прошлом, успешно закончила обучение на следующий день.

В 2004 году сравнили поведенческие реакции восьми двухлетних итальянских тяжеловозов при традиционном тренинге (приучение и положительное подкрепление) и тренинге по системе Монти Робертса. В исследовании итальянских ученых выявились значительные различия в восприятии лошадьми разных методов тренинга. Лошади были разделены на две группы по четыре особи. Каждую лошадь тренировал свой тренер, чтобы особенность работы одного из них не оказала влияние на результат исследования. Все лошади были необъезженны, и экспериментальный тренинг считался оконченным, когда лошадь спокойно позволяла надеть недоуздок и дотронуться до любой части тела, не проявляя никаких признаков сопротивления.

В результате, при традиционном тренинге лошади более чем в три раза чаще horse in sunsetпытались убежать или вырваться от тренера и в 20 раз чаще проявляли агрессивность, а при тренинге по методу Монти Робертса лошади показали большее внимание, исследовательскую активность, но в целом были более возбуждены. Эксперимент показал большое преимущество метода Join-Up, но большее возбуждение лошадей и снэппинг все же требуют объяснения.

img

Снэппинг – реакция, характерная для жеребят, впервые была описана известным американским исследователем поведения лошадей Джорджем Уорингом. Когда к жеребенку приближается взрослая лошадь, тот демонстрирует подчинение, как бы говоря: «Я – маленький, не обижайте меня!». При позе подчинения голова опущена на уровень холки или ниже, уши направлены вперед. Однако если этой позы недостаточно, чтобы предотвратить агрессию старшего, жеребенок начинает беззвучно открывать и закрывать рот, иногда вытягивая морду к морде пугающего его соплеменника. Снэппинг – это высшее выражение подчинения. Жеребята редко демонстрируют снэппинг человеку, обычно используют эту реакцию лишь во взаимоотношениях с другими лошадьми. Жеребята-сироты, наоборот, чаще используют снэппинг при приближении людей, чем лошадей.


 У взрослых лошадей мы почти никогда не наблюдаем этой удивительной реакции. Только когда жеребец-вожак «приструнивает» 2–3 летних подравшихся жеребчиков, или доминантная кобыла ставит на место молодую кобылу, или после жестокого сражения проигравший, признавая свое поражение, показывает «детскую» реакцию подчинения. В методе Join-Up проявление снэппинга считается нормальным и служит сигналом для тренера о возможности перейти на следующую стадию, но зная подоплеку этой реакции, нам уже не приходится удивляться, почему в опытах итальянских ученых лошади были более возбуждены. Как бы ни был прост и действенен метод, для лошади – это тяжелое испытание.

Во время сильного психического напряжения память животного (как и человека) становится более чувствительной. Этот процесс называется импринтингоподобным, так как в своей основе действительно имеет много общего с ранним запечатлением (импринтингом). Бывает, что проблемы поведения лошади укореняются настолько, что она становится слишком опасной. Некоторые тренеры, как последнее средство, используют такую методику – лошадь валят с помощью веревок, а затем долго гладят, до того момента как она не расслабится полностью. Тогда ей дают подняться, поют теплой водой, кормят из рук. Для лошади повал – это смерть, она потеет и дрожит от напряжения. Ее память обостряется и человек, который гладит, поит и кормит, запечатлевается в этой ситуации как избавитель от смертельной опасности.

ргнг

По сравнению с повалом, Join-Up более мягкий метод, но в основе его лежит тот же принцип – обостренное восприятие животного в безвыходной ситуации. Использование таких методов в работе с проблемными лошадьми более чем оправдано – если с лошадью опасно работать и невозможно зайти к ней в денник, такие методы сохраняют ей жизнь. Может ли Join-Up быть использован в работе с нормальными лошадьми? Это спорный вопрос. Монти Робертс предлагает целую философию общения с лошадью, где процедура Join-Up – не единственное и не главное звено.

Как опытный и внимательный человек, проводя Join-Up с новой лошадью, Робертс замечает малейшие сигналы готовности подчиниться, такие как ухо, повернутое к тренеру, чуть опущенная голова, взгляд, обращенный в центр круга, а не наружу. Реакция тренера незамедлительна – он расслабляется, отводит взгляд и не требует больше движения от лошади. Робертс плавно приближается к ней – и со спокойной домашней лошадью процедура может быть закончена. Нет смысла требовать от взрослой лошади большего выражения подчинения, доводить ее до демонстрации снэппинга, если она уже готова пойти на контакт. Неопытный конник, используя метод Join-Up без помощи тренера и без подготовки, рискует своим здоровьем и благополучием лошади. Если он неправильно определил готовность лошади пойти на контакт, он рискует, что лошадь протаранит или лягнет его. Если же он пропустил готовность лошади и продолжает гнать ее по кругу, или торопится и принуждает лошадь к чему-либо на второй и третьей стадии работы, то лошадь запечатлевает человека не как избавителя, а как опасное и непредсказуемое существо, от которого лучше и впредь держаться подальше.

Я уверена, что через 10–20 лет Join-Up из овеянного романтикой чудесного метода превратиться в подход, столь же привычный для нас, как и обычная постепенная заездка лошади. Однако как и сейчас, хорошо заездить лошадь может лишь опытный и знающий тренер, так и Join-Up, проведенный новичком, может принести больше вреда, чем пользы.

«Гиппомания» №2 2007