Вятские лошади (вятки)
Богатая грива и в «инее» хвост.
В полуденный зной не покинешь свой пост:
Широкое тело, глубокая грудь —
Ты любишь работу, не дашь продохнуть.
Каймленые ушки, спина с ремешком —
Ты возишь людей, а резвишься — потом.
Ты ходишь в упряжке, ты добр и умен,
Лесная лошадка из дальних времен.
Галоп твой проворен, твой шаг семенит:
Пускай не скакун — пыль по полю летит.
На отдых хватает четыре часа,
В награду достаточно горсти овса.
Цвет мыши — масть стали, копытный булат.
На трудной тропе не посмотришь назад:
Охотно готов ты проследовать в путь.
В глубоких сугробах не дашь утонуть.
«Крылатые» плечи и «дикий» подпал,
А ноги в полоску — у зебры забрал.
Какой ты породы?
«Я вятка!» — сказал.
Из глубины веков дошла до наших лет коренастая мохнатая лошадка – вятка. Её многовековая история тесно вплетается в летопись отечественного коневодства и неразрывно связана с историей всего государства Российского. Судьба старинной вятской лошадки, что полоски зебры: светлая радостная полоса сменяется контрастной черной, мрачной. Много пережила старушка-вятка на своем долгом веку: были и яркие взлеты на самую вершину славы и тяжкие падения в безвестность. Не раз оказывалась она на «волосок» от гибели. Но всякий раз что-то непременно удерживало вятку на краю вечной пропасти и помогало выжить. Видно сам Господь оберегает маленькую скромную вятскую труженицу во благо человека, чтобы безропотно и неутомимо продолжала она служить и помогать ему и в тяжких буднях и в радостях.
Несколько лет назад знатоки и специалисты махали руками: «Вятки? Да их и не осталось уже, вымерли, как мамонты! » К счастью, они оказались неправы: эта удивительная старинная порода вполне жизнеспособна, хотя и очень малочисленна. И в далекой российской глубинке, где дороги – понятие относительное, среди лесов и болот по-прежнему можно встретить этих крепких и подвижных саврасых лошадок.
Вятская лошадь представляет одну из интереснейших страниц в летописи отечественного коневодства. История ее происхождения теряется в далеком прошлом и до сих пор точно не установлена. В литературе можно найти предположения, что вятские лошади – потомки эстонских клепперов, завезенных новгородцами и псковичами в Вятскую, Казанскую и Пермскую губернии около 1720 года по указанию Петра I либо ранее, при царе Алексее Михайловиче. По другим сведениям начало вятской породе положено еще в 1374 году – тогда новгородские колонисты, переселившись в Вятский край, привели с собой лифляндских клепперов.
Однако все версии, касающиеся появления вятской породы, не очень убедительны, так как основаны лишь на легендах и преданиях. Очевидно, не стоит как преувеличивать участие эстонских клепперов в создании вяток, так и полностью отрицать их влияние. Вполне вероятно, что эстонские производители в незначительных количествах завозились в Вятский край и способствовали сближению этих двух родственных типов лошадей. Но надо учитывать и то, что причиной внешней схожести обеих пород могут быть не скрещивания, а одинаковые условия разведения и направление отбора.
С развитием почтовой службы в России выносливая, энергичная и скорая в беге вятка быстро завоевала популярность не только у себя дома, но и по всей стране. С начала XIX века лучших вятских лошадей охотно покупали и в большом количестве вывозили во многие российские губернии и даже за рубеж.
Однако популярность сыграла с вятками злую шутку. Значительный вывоз при отсутствии должного уровня племенной работы и начавшаяся метизация послужили причиной резкого сокращения численности породы. Первые мероприятия по ее сохранению были предприняты в 1844 году с открытием в городе Вятке земской случной конюшни, а затем, в 1885 году, Вятской ГЗК. В этот период в Вятке регулярно проводились выставки и испытания вятских лошадей.
Далее порода, то снова была в забвении и ее численность падала, то о ней вспоминали и предпринимали попытки к возрождению.
Сегодня вятская порода благодаря стараниям немногочисленных энтузиастов переживает второе рождение. Вяток покупают хозяйства других областей, начиная с 1993 года они ежегодно экспонируются на конных выставках в Ижевске. Лучшим и самым многочисленным поголовьем вяток обладает созданная в 80-х годах генофондная ферма колхоза «Колос» Дебёсского района: здесь содержится более ста вятских лошадей, в том числе тридцать племенных кобылЗаведующего конефермой А.А.Юферева знают не только в Удмуртии, но и далеко за ее пределами как большого любителя и ценителя вятской лошади.
Во многом именно благодаря ему о вятской породе, которую многие специалисты уже практически «списали со счетов», снова вспомнили и заговорили как о развивающейся и прогрессирующей популяции.
Не побоявшись огромных трудностей и почти непосильных для обычного приуральского хозяйства финансовых затрат, А.А.Юферев организовал показ типичных представителей породы в Москве, на выставке «Эквирос», в которой вятские лошади постоянно принимают участие начиная с 2000 года.
Более двадцати лет целенаправленной работы по восстановлению вятской породы дают положительные результаты. Лучшие племенные хозяйства имеют достаточно однородное по типу поголовье лошадей, у большей части которых установлено происхождение. На сегодняшний день накоплен достаточный банк данных для издания первого тома «Государственной книги племенных вятских лошадей».
В то же время в условиях ограниченного генофонда исключительное значение приобретает «освежение крови» при помощи не племенных лошадей в вятском типе – их можно было бы найти при очередном обследовании конского поголовья ареала породы. Кроме того, с момента последних экспедиций прошло уже почти десять лет, а это два поколения лошадей. Данные, собранные нами в 1995 году, безусловно, требуют обновления.
Вятская лошадь – типичный представитель группы северных лесных пород, созданных не столько целенаправленной селекцией, сколько естественным отбором в определенных условиях. Характерные признаки этого типа, описанные еще М.И.Придорогиным, вятки сохранили несмотря на заметное укрупнение и метизацию с заводскими породами. При росте 145-150 см в холке, выраженном упряжном складе, но без лишней массивности, вятки отличаются подвижностью, выносливостью, дистанционностью, доброезжестью, универсальностью.
Однако важнейшее преимущество вяток перед заводскими породами – это, безусловно, их феноменальная неприхотливость к условиям содержания и высокая плодовитость. Выход жеребят на сто кобыл в обычных хозяйствах составляет в среднем 77%, а на лучших племенных конефермах достигает 90%.
Очень характерна голова вятской лошади: сравнительно некрупная, широколобая, с прямым или иногда слегка вогнутым профилем, широкая в ганаше и изящная в носовой части. Шея короткая и мясистая, часто с крутым изгибом, спина широкая и длинная. Круп округлый, слегка приспущенный. Корпус широкий и глубокий, на коротких прочных ногах с прекрасными копытами. Хвост, грива и челка очень густые и длинные. Наиболее типичная масть вятских лошадей саврасая, много также мышастых и буланых. Редко, но встречаются и другие масти, скорее всего, привнесенные метизацией. Очень распространены характерные для лесных лошадей признаки атавизма (возврата к диким формам): четкая темная полоса-«ремень» вдоль хребта, поперечные полосы на ногах («зеброидность»), темный «налет» на плечах и холке – они встречаются даже на гнедой, буланой и рыжей мастях.
Сейчас порода нашла применение в туризме и детском спорте.