Менка ног на галопе
Если вы оба готовы, то учимся менкам ног на галопе.
Менке ног на галопе отводится очень большое значение в соревнованиях по выездке. Практически в каждой езде, начиная с юношеских, есть оценки как за одиночную менку ноги в воздухе, так и сериями в 4, 3, 2, 1 темп, причем в программах Больших езд менке ноги в 1 темп присвоен самый высокий коэффициент сложности – 2.
Что такое менка ноги в воздухе, как этому учить лошадь и всадника, как выполнить перемену правильно, какие основные ошибки допускаются в выполнении этого упражнения. Об этом мы поговорим в данной статье. Конечно, в ней много информации для начинающих свой путь в выездке молодых всадников, но, я думаю, что она поможет всем, кто хотел бы научиться ездить профессионально и взглянуть по-другому на то, что многие уже знают и умеют.
Что такое менка
Итак, с самого начала. Что такое менка ноги в воздухе? В нескольких словах это подъем лошади в галоп с другой ноги на галопе. Звучит странновато, но если задуматься, будет понятно, что это действительно так.
Еще в начале выездки лошади, да и подготовки всадника, когда выполняют подъемы в галоп то с одной, то с другой ноги, в этот момент закладывается база для менки ноги в воздухе.
В соревнованиях для молодых лошадей, детей и юношей выполняется упражнение – простая перемена ноги. Лошадь движется галопом с одной ноги и через шаг (где обязательное количество шагов от 3 до 5), поднимается в галоп с другой ноги. Выполняя это упражнения, очень важно следить за качеством каждого движения лошади. При выполнении простой перемены это: качество самого галопа до перехода в шаг, после выполнения подъема с другой ноги, качество шага, после перехода с галопа, где за 3 (максимум за 5 шагов) вы должны показать полное подчинение лошади и готовность без сопротивление ответить на подъем в галоп с другой ноги.
Судейский взгляд
На что в первую очередь смотрят судьи, оценивая менку? Во-первых, на сохранение равновесия лошади, на правильное положение ее головы и шеи, подведение зада. Во-вторых, на четкость и, что очень важно, легкость переходов. В-третьих, на сохранение одного ритма в выполнении этой связки (часто бывает, что лошадь тормозит на переходе, останавливается). В-четвертых, на контакт со ртом лошади. В-пятых, на прямолинейность движения на этом упражнении, и в-шестых, собственно, на действия всадника (их правильность и незаметность).
Как мы видим, одно их базовых упражнений в начале менки ноги в воздухе – это, как ни странно, подъем лошади в галоп. На что нужно обратить внимание в первую очередь? На ответ лошади на действие ноги всадника. Как лошадь при этом поднимается в галоп с шага – сразу, двигаясь коротким, спокойным галопом, выскакивая вперед очень широко или делает подъем после нескольких нечетких шагов рыси? Также надо следить за положением шеи и головы лошади и контакта руки всадника с ее ртом, чтобы рука в момент подъема была сопровождающей, то есть не тянула на себя, сдерживая движение, не бросала повод, оставляя лошадь без контакта. Если лошадь напряжена, то подъемы следует делать, опустив и округлив шею лошади чуть вниз, если она падает вниз на перед – чуть приподняв и округлив затылок. Еще один из важных моментов, который следует помнить: учите лошадь подниматься в галоп без большого постановления и прямолинейно, то есть почти на прямом сгибании. Конечно, это надо делать постепенно, потому что молодые лошади обычно должны иметь подсказку постановлением.
Подводящие упражнения
В обучении любым элементам выездки лошади или всадника существует несколько правил: одним из них является обязательный набор подводящих упражнений, другим – лошади или всаднику должно быть удобно и комфортно выполнять упражнения. Если всаднику тяжело, что-то выполнить, а лошадь сопротивляется – это объясняется тем, что они не готовы и не понимают, что надо делать. Нужно вернуться назад к простейшим упражнениям, проанализировать свои действия и действия лошади и начать с самого простого, вроде бы не относящегося к элементу, но весьма эффективного способа – переходам. В случае менки ноги – к подъемам в галоп с шага и рыси. Ни в коем случае не надо выполнять упражнения через силу, потому что этот подход ведет к закрепощению лошади и всадника. Попытайтесь найти более легкие пути к достижению цели.
Подготовительные упражнения к менке ноги начинают, когда лошадь уравновешенна и управляется на галопе достаточно хорошо, коротко и спокойно идет на мягком поводу. Для этого следует:
• подняв лошадь в галоп с какой-либо ноги, пройти несколько темпов, сделать спокойную остановку и, не задерживаясь на ней, сразу же поднять лошадь с другой ноги. Сделав с другой ноги несколько темпов, спокойно остановиться на момент, потом начать с первой ноги и т.д.
• поднять лошадь в галоп и. пройдя несколько темпов, перейти на сокращенную рысь, пройдя несколько темпов на сокращенной рыси, поднять лошадь в галоп с другой ноги и т.д.
Постепенно количество темпов рыси сокращают. Как только лошадь научится спокойно менять ноги, делая один-два темпа рыси, можно переходить к перемене ног на галопе. Удобнее всего это упражнение выполнять во время заездов налево/направо-назад, при подходе к стенке манежа на контргалопе. В момент подвисания между третьим и первым темпами галопа всадник шенкелями посылает лошадь, одновременно меняя постав головы, и выдерживает повод, в результате чего лошадь меняет ногу в воздухе.
При отработке этого упражнения всаднику необходимо соблюдать известную последовательность, заставляя лошадь менять на галопе ногу через определенное количество темпов. Например, сначала через десять, а по мере усвоения лошадью этого приема – через шесть, четыре, три, два и один темп. Всадник должен на каждой тренировке при смене ноги на галопе точно выдерживать определенное количество темпов, не допуская их произвольной смены лошадью.
Это должен помнить каждый
Все перемены ног, начинающиеся от четырех темпов и ниже, очень сложны. Они требуют большой собранности как от всадника, так и от лошади.
Перемены ног в три, два и один темп требуют еще большего напряжения от лошади и еще лучшей координации от всадника, поэтому не надо спешить. Научив лошадь менять ноги в четыре темпа, надо закрепить это упражнение в течение многих дней, прежде чем перейти к разучиванию перемены ноги в три темпа и т.д.
При смене ноги на галопе всаднику необходимо соблюдать правильную посадку, не допуская качания туловищем, чтобы не сбить лошадь с правильного движения и не нарушить правильный постав головы, а в момент смены ноги – следить за действием внутреннего шенкеля.
Не отпуская шенкель от бока лошади, всадник не дает ей отводить заднюю часть корпуса и, энергично действуя шенкелями, поддерживает ровное, поступательное движение вперед.
Добившись полного успокоения и отчетливого выполнения лошадью смены ног на галопе через два темпа с правой и левой ноги, следует переходить к отработке смены ног на галопе через один темп.
Упражнения по смене ног на галопе через один темп выполняются не более двух раз подряд – в начале направо и тут же налево или наоборот. Затем прием повторяют дважды, трижды и т.д. Усвоив эти упражнения при езде прямо, лошадь сможет производить смену ног на галопе через темп при движении на вольту, размером несколько больше обыкновенного.
Иногда лошадь отказывается выполнить требования всадника, самостоятельно меняет ногу на галопе в два и один темп и частит в движении. В этом случае ее нужно возвратить на галоп с прежней ноги и выдержать несколько темпов.
При работе над переменой ног в десять, восемь, шесть темпов надо особенно следить за тем, чтобы с самого начала лошадь научилась менять ноги в воздухе, не задерживая движение вперед.
Важно также следить за тем, чтобы лошадь меняла не только переднюю ногу, но и соответствующую заднюю. Особенное значение это имеет при обучении перемене ног в один темп, когда лошади трудно выполнять это упражнение.
Если лошадь сбилась из-за излишнего возбуждения, нужно перейти на шаг, а затем снова поднять ее в галоп, стараясь менять ногу через большее количество темпов, пока она не успокоится. После этого вновь можно приступать к выполнению лошадью смены ноги через два или один темп.
Взято ЗМ
Текст: Ольга СОБОЛЕВА, ст. тренер сб-ой России по выездке
Менка ног по серпантину.
МЕНКА НОГ НА ГАЛОПЕ
Журнал «Il mio cavallo» (Италия), декабрь 2007 г.
Что такое менка ног на галопе? Исходя из определения, это естественное движение лошади, которое состоит в переходе, например, с галопа с правой ноги на галоп с левой ноги во время фазы подвисания без перемены аллюра и скорости. Это один из основных элементов выездки ЛЮБОЙ лошади. Для нас, поклонников американского стиля верховой езды, менка ног на галопе – один из элементов, которыми мы особенно восхищаемся, среди элементов рейнинга. Мы восхищаемся плавностью движений лошади и изяществом едва уловимых посылов всадника. Как мы можем небольшим воздействием сделать менку и сделать ее правильно?
Что должен уметь всадник.
Чтобы выполнить менку ног на галопе, мы должны не только хорошо держать равновесие, но и правильно и скоординированно использовать поводья и ноги. Давайте посмотрим, как используются поводья. На первом занятии мы научились пользоваться внутренним поводом, чтобы сделать галоп направо или налево. Если мы движемся прямо и хотим повернуть направо, отводим от шеи лошади нашу правую руку по направлению к нашему правому колену, не дергая повод. Может случиться так, что, перемещая руку, мы ее инстинктивно поднимаем. Это неправильно, так как мы рискуем вызвать неудобство или потянуть рот лошади.
Наоборот, поводья, называемые на жаргоне «прямыми», употребляются чтобы перейти на более медленный аллюр, например, с галопа на рысь. Наши руки держат поводья с одинаковой силой, на одинаковой высоте на линии от бедер по линии корпуса лошади.
Таким образом, контакт со ртом лошади одинаков у обоих поводьев.
Опорный повод – это внешний повод и он используется одновременно с внутренним поводом: внешняя рука смещается к гриве лошади, не перекидывая через нее повод.
Наконец, проследим, как действует противоположный повод. Внутренний повод касается шеи лошади, он компенсирует действие внешнего повода, смещаясь наружу. Задача противоположного повода – противодействие и поддерживание плеч лошади, особенно при боковых движениях, как например, side pass.
Другое важное умение, чтобы выполнить все упражнения - это равновесие.
Пьер Куэллет, инструктор по американскому стилю езды, всегда говорит: когда вы садитесь в седло, у вас должен быть «академический баланс». Как это сделать? Прежде, чем думать о лошади, всегда проверяем внимательно наше положение в седле – посадка должна быть правильной и крепкой. Когда мы в седле, сидим глубоко, на задней части седла, развернув таз вперед. Таким образом, можно более естественно опустить расслабленные ноги, мягко охватывая бока лошади. Также важно положение плеч. Они развернуты, на одной линии с нашим тазом, чтобы сопровождать движения спины лошади. В этом положении становится проще держать поводья перед передней лукой седла на одинаковой высоте. Проверяем также, как мы держим ноги в стременах, носки немного выше пяток.
Что должна уметь лошадь.
Прежде чем встретиться с трудностями менки ног на галопе, наша лошадь должна уже иметь хороший уровень основ выездки: хорошо знать, что такое каденция и ритм, три аллюра (шаг, рысь, галоп), остановка, осаживание и переходы на более быстрый аллюр (шаг-рысь, рысь-галоп) и на более медленный (рысь-шаг, галоп-рысь). Кроме того, должна правильно реагировать на команды поводьев: внешнего, внутреннего и прямых.
Менка ног.
Прежде, чем начать наше занятие, расположим в центре манежа коридор из 8 конусов (см. картинку). Это нам послужит ориентиром в процессе выполнения упражнения. Садитесь в седло и выезжайте на манеж, сначала, как всегда, нужно хорошо «разогреть лошадь». Делаем 5 минут шага в обе стороны и потом 20 минут рыси как направо, так и налево. Потом начинаем галоп. Пытаемся делать галоп в хорошем темпе, наша лошадь не должна переходить на рысь или замедляться. Во время разминки важно чувствовать, что лошадь отвечает на действие шенкеля. Что это значит? Каждый раз, когда мы просим лошадь что-нибудь выполнить при помощи шенкеля, как, например, ускориться (с рыси в галоп), лошадь должна точно следовать указаниям, сохраняя направление и ритм. Всегда во время разминки важно контролировать наше положение в седле. Начнем с плеч. Они развернуты, на одной линии с тазом. В этом положении проще сопровождать движения спины лошади и иметь хорошее равновесие. Ноги мягко спускаются, охватывая бока лошади, и высылают на каждый темп. На галопе внутренняя нога расположена примерно в 5 см. за подпругой, в то время как внешняя в 15 см. за подпругой. Носки ног немного выше пяток. Ошибкой является сильно сжимать бока лошади: наши колени автоматически поднимаются и положение ног в стременах меняется – носки становятся ниже пяток. Наше равновесие становится неустойчивым и действия наших ног сводится к нулю. Обратите внимание. Когда мы нашли наше равновесие, можем начать упражнение.
Менка с галопа направо на галоп налево.
Входим в коридор, образованный конусами на галопе с правой ноги и следуем по диагонали, которая идет от первого конуса слева от нас до последнего конуса справа от нас. В этот момент внутренняя нога – правая, она близко к подпруге, а левая отведена приблизительно на 15 см. от подпруги. Внутренний повод немного открыт по направлению к нашему колену, в то время как внешний – натянут. Не забываем о важности взгляда.
Когда входим в коридор, переносим наш взгляд на конус, находящийся с противоположной стороны по диагонали от нас. Это лучший способ найти правильное положение всего нашего корпуса. Первые разы, когда выполняем упражнение, полезно сделать несколько темпов рыси между галопом направо и галопом налево. Когда мы приближаемся ко второму, просим лошадь перейти с галопа на рысь. Для этого используем прямые поводья. Оба повода должны быть натянуты одинаково и располагаться близко к шее лошади. Хорошо использовать вес нашего тела, чтобы сообщить лошади, что надо замедлиться, сместив плечи немного назад. Важно также положение наших ног, они обе расслаблены и расположены близко к подпруге. Скоординированные действия рук, плеч и ног сообщают лошади, что нужно перейти с рыси на галоп. Через несколько темпов рыси, на уровне четвертого конуса переходим на галоп с левой ноги. Начинаем просить перехода с рыси на галоп при помощи ног. Внешняя нога, в этом случае правая, отводится примерно на 15 см от подпруги, и внутренняя нога, левая, остается близко к подпруге. Теперь начинаем действовать поводьями. Внутренняя рука, левая, удаляется от шеи лошади, а внешняя – немного смещается в направлении нашего колена. Когда мы будем на уровне четвертого конуса, небольшим воздействием внешней ноги, теперь это правая, снова переходим в галоп. Выполнив это упражнение пару раз упражнение с переходом на рысь, попробуем сменить ногу без смены аллюра. Входим в коридор галопом направо и следуем по диагонали от первого конуса слева от нас до последнего конуса справа.
Когда приближаемся к третьему конусу, начинаем готовить лошадь к правильной и четкой менке ног. Начинаем смещать ноги, внешнюю (левую) приближаем к подпруге, а внутреннюю (правую) отводим примерно на 15 см от подпруги. Можно сказать, что этим движением мы сообщаем лошади, что мы собираемся перейти с галопа направо, на галоп налево. Как будто мы говорим ей: «Внимание, сейчас мы будем делать менку». Только после того, как мы сместили ноги, можно начинать действовать поводьями.
Руки, посредством поводьев, задают лошади нужное направление. После смены положения ног и скоординировав действие рук, полезно на несколько мгновений взглянуть на голову лошади. Когда она будет прямо, действуем очень мягко внешней ногой, которая сейчас правая. Лошадь в момент подвисания, когда все четыре ноги не касаются земли, перейдет с галопа направо на галоп налево. Мы почувствуем плечами и тазом, что лошадь поменяла ногу, приземлившись на заднюю правую после фазы подвисания. Меняем также положение рук.
Внутренняя рука удаляется от шеи лошади, а внешняя смещается по направлению к нашему колену. Распространенная ошибка – действовать сначала руками, а потом ногами. В этом случае лошадь поменяет ногу с опоздание на несколько темпов, после тог как мы подали команду или не сделает менку. Не забываем, что первый темп галопа начинается с задней ноги. Поэтому важно «попросить» сделать менку сначала ногами, потому, что они «контролируют» и «ведут» задние ноги, в то время как наши руки, посредством поводьев контролируют передние ноги, точнее плечи лошади.
Может также случиться, что лошадь после менки «ломает» темп или «ускоряет» ритм. Это не ошибка, особенно, если мы учим лошадь этому упражнению в первый раз. После менки следуем галопом до последнего конуса, все время поддерживая идеальное равновесие. Теперь попробуем выполнить это упражнение с другой ноги, с галопа налево на галоп направо. Не забываем координировать наши ноги и руки, меняя команды.
Продвинутый уровень.
Когда мы научились делать менку идеально, можем перейти на продвинутый уровень. Новое упражнение состоит в том, чтобы выполнить менку по прямой линии. Продвинутый уровень требует кроме идеального равновесия в седле, безупречной координации ног и поводьев. В этом случае также, прежде чем сесть в седло, ставим коридор из конусов (см. картинку).
Менка ног с галопа налево, на галоп направо.
Наш инструктор Пьер Куэллет предлагает упражнение для опытных всадников: менка ног с галопа налево, на галоп направо по прямой линии. Мы на галопе налево, после третьего конуса готовимся к менке. Внешняя нога, правая, перемещается ближе к подпруге, а внутренняя, левая смещается назад примерно на 15 см. Как в предыдущий раз, используем прямые поводья, чтобы направить лошадь. На уровне четвертого конуса мягко воздействуем внешней ногой, левой. Чувствуем на уровне нашего таза и наших плеч заднюю ногу, которая определяет галоп - левую. Не забываем поменять положение поводьев. Внутренний удаляется от шеи лошади, в то время как внешний смещается на несколько сантиметров в направлении нашего колена. После менки следуем галопом до конца коридора. Теперь пробуем выполнить это упражнение с другой ноги, делаем менку с галопа налево на галоп направо. Не забываем координировать наши ноги и руки, меняя команды. Как всегда в конце каждого упражнения угощаем (дословно «осыпаем») нашу лошадь лакомствами и поощряем лаской.
Пассаж, Пиаффе и менка в два темпа.
Последовательность галопа с правой ноги.
Эта последовательность показывает три темпа галопа с правой ноги. Когда лошадь галопирует на свободе, она с легкостью переходит с одного галопа на другой, чтобы сохранить правильное равновесие. В случае внезапной смены направления она фактически вынуждена поменять одновременно и ногу, чтобы иметь возможность продолжить движение. Чтобы лучше понять как происходит этот процесс, обратимся к теории. Различают галоп с правой ноги, когда на землю опускается задняя левая в последнем такте после фазы подвисания. Первый темп задается задней левой (фото 1), второй – двумя диагональными - задней правой и передней левой (фото 2), третий – передней правой (фото 3), и, наконец, фаза подвисания (фото 4). При галопе с левой ноги, все происходит наоборот, и его определяют как галоп, при котором передняя левая ставится на землю в третьем темпе, т.е. перед фазой подвисания.
Самоучитель: Ощущение полета. Менки ног на галопе
Автор: Екатерина Штатнова
Понаблюдайте за лошадьми, резвящимися в леваде. Как непринужденно и легко они поднимаются в галоп, без малейших усилий меняя ногу, не теряя баланса и равновесия. Совсем другую картину можно видеть на соревнованиях по выездке, в программу которых включено это упражнение. Хотя менка ног в воздухе не более и не менее сложна, чем остальные элементы высшей школы верховой езды.
Английский термин, обозначающий менку – «flying changes», что в буквальном переводе значит «летящая перемена». Как же сделать так, чтобы под седлом сохранилось то самое ощущение легкости и полета, которое демонстрируют лошади на свободе? Нужно только грамотно провести подготовительную работу, и вы сможете не только научиться этому упражнению, но и научить свою лошадь правильно его выполнять, если она еще этого не умеет делать под седлом.
Разберем ноги
Подготовка лошади по программе Большого приза – это достижение, которое невозможно без сочетания базового тренинга высокого качества лошади, обладающей физическими способностями к выездке и правильным темпераментом. Практически, только три элемента программы Большого приза – пиаффе, пассаж и менки в темп, являются камнями преткновения для многих лошадей и спортсменов, оставляя их на уровне Малых езд, несмотря на прилагаемые усилия. Поэтому, начиная обучение с простой менки, нужно не забывать о том, что только планомерное и постепенное развитие может привести к идеальным 15 менкам в один темп по диагонали в программе Большого приза.
В конкуре, где лошадь тоже должна уметь менять ноги, обучение этому упражнению зачастую начинается достаточно рано. Очень часто такие менки нельзя назвать прямолинейными, плавными или расслабленными. Быстрый результат достигается за счет разбалансирования лошади для того, чтобы вынудить ее поменять ногу, что недопустимо в выездке, где спортсмен должен попросить поменять ногу именно в тот момент, когда лошадь к этому готова и находится в правильном положении.
Базовые навыки
Прежде чем приступать к менке ног в воздухе, лошадь должна полностью освоиться с так называемой «простой менкой ноги», которая осуществляется через шаг. Лошадь двигается галопом, затем переводится в шаг, и после 3-5 шагов поднимается в галоп с другой ноги. Перед переходом в шаг лошадь не должна быть напряжена и не должна сопротивляться всаднику, не допускается даже один темп рыси между галопом и шагом. Серьезной ошибкой является также упор лошади в повод при переходе в шаг. При выполнении этого упражнения важно соблюдать прямолинейность всех переходов. Если 5-6-летняя лошадь справляется с этим упражнением, это значит, что она готова к обучению переменам ноги в воздухе.
Контргалоп является хорошим упражнением для выработки у лошади баланса и проводимости, но когда контргалоп занимает слишком большую часть тренировок, он может препятствовать обучению менкам. Контргалоп включается в программы езд, начиная с начального уровня, но многие тренеры не рекомендуют слишком увлекаться этим упражнением. Если лошади уже исполнилось 7-8 лет, и она прекрасно держится на контргалопе, но пока еще не обучена менкам, то возможно у нее будут проблемы с этим упражнением.
Возвращаясь к основам
Если говорить о простой менке ноги, то главные ошибки у всадника, как правило – непонимание в какой момент нужно применить средства управления для того, чтобы лошадь поднялась в галоп после шага, и неправильное применение средств управления. Часто можно видеть, как начинающие спортсмены, пытаясь поднять лошадь в галоп с другой ноги, начинают с того, что тянут за повод в направлении менки. Нужно помнить о том, что если лошадь упирается в повод во время подъема в галоп, то это упражнение выполняется неправильно.
Подводящие упражнения
Существуют и более сложные подводящие упражнения к менке. Вот одно из них. Лошадь двигается галопом вдоль короткой стенки манежа, в углу делает вольт диаметром 10 м, затем двигается вдоль длинной стенки манежа, и не доходя до буквы В начинает принимание. Отойдя на расстояние пяти метров от длинной стенки делается остановка, и после этого лошадь поднимается в галоп с другой ноги и идет галопом параллельно стенке до ее конца, где переводится в шаг. Это же упражнение можно выполнять без вольта.
Считаем вместе
При переходе к обучению менке ног в воздухе, нужно еще раз удостовериться в том, что всадник ясно чувствует, где находятся ноги лошади в каждом из темпов галопа. Для начинающих полезно выполнять следующее упражнение: считать «раз-два-три» в каждую фазу галопа. Не важно, какая нога в данный момент находится на земле, главное – отчетливо прочувствовать все три такта галопа. Если проблемы есть уже на этом этапе, попросите тренера вам помочь, и посчитать вслух с земли, мысленно повторяя за ним, хотя в этом случае возможно запаздывание между отсчетом и положением ног лошади на земле. Вам нужно уловить, когда на земле находится диагональ (правая задняя-левая передняя или левая задняя-правая передняя), так как «включать» средства управления нужно именно в этот момент, чтобы лошадь могла сделать менку в период подвисания.
Одиночная менка
Самый распространенный способ познакомить лошадь с менками – начинать с одиночной менкой по диагонали на подходе к стенке манежа. Для выполнения менки всадник меняет постановление лошади, которое должно быть небольшим. Смена постановления включает в себя и смену действия шенкелей. Находящийся немного за подпругой пассивный шенкель сдвигается вперед к подпруге, а шенкель, лежащий до того на подпруге, отходит немного за подпругу, и активно побуждает соответствующую сторону к отталкиванию. Вместе с шенкелем сдвигается вперед и внутренне бедро. Рука должна смягчиться, но ни в коем случае не отдать повод. Такое воздействие средств управления должно осуществляться на мгновение раньше фазы подвисания, то есть на момент, когда внутренняя (до момента менки) задняя нога находится на земле. Воздействие шенкеля, поясницы и повода должны быть практически одновременными. Важно следить за тем, чтобы положение корпуса всадника не менялось, не допускаются наклоны вбок и вперед, отрывание седалища от седла.
Рекомендуется работать над менками в конце тренировки. Если делать это упражнение не в конце тренировки, то обязательно нужно после него дать лошади успокоиться и немного пошагать. Это особенно актуально для легковозбудимых лошадей.
Серии менок
Задача усложняется по мере продвижения от одиночных менок к сериям менок через несколько темпов галопа. От талантливых семилетних лошадей можно ожидать корректного выполнения трех менок в три темпа, но не более того и только в том случае, если базовая работа по подготовке этого элемента была проделана правильно.
Всадник должен помнить, что без поддержания правильного собранного галопа сделать хорошую серию менок невозможно. Кроме того, не нужно пытаться делать сразу несколько дел одновременно: возвращать лошади прямолинейность, сохранять выбранную скорость движения и при этом еще пытаться делать менки. Если лошадь отвлеклась, что привело к ухудшению качества галопа, нужно забыть про менки и начать с восстановления желаемого аллюра.
Менка в темп
Классическим объяснением сложности выполнения менки в темп является отсутствие темпа галопа между менками. Действовать нужно очень быстро, и на уровне подсознания: внешняя нога – новая внешняя нога, новая внешняя нога и одновременно внешний повод. Когда всадники начинают пробовать делать менки в темп на опытной лошади, которая уже умеет их делать, то, как правило, они шокированы скоростью, с которой все происходит. Лошади не могут читать мысли, и если всадник не проявляет достаточно сноровки, то даже от самого искушенного опытного коня он сможет добиться максимум двух менок в темп подряд.
Что касается обучения молодых лошадей, то в зарубежной практике обучение менкам в темп занимает не один год, причем оно вводится постепенно и строго дозированно. Лошади, которые имеют меньше природного импульса и движения вперед, как правило, испытывают больше трудностей при обучении менкам в темп.
Хитрости всадника
Существует много подводящих упражнений, например, во время менок в два темпа по диагонали в начале или конце диагонали можно попросить лошадь сделать менку в темп. Реакция лошади бывает разной – от полного непонимания требования до небольшой серии из правильных менок. Упражнение «менка в два темпа-менка в темп» является хорошим подводящим упражнением, после которого можно переходить к трем менкам в темп – направо/налево/направо. Внимательно следите за лошадью, и как только у нее получится это упражнение, немедленно похвалите ее и закончите урок.
Типовые ошибки
При обучении лошади и начинающих спортсменов менкам существует несколько типовых ошибок, которые могут встать на пути к идеальному выполнению этого элемента.
Несогласованное применение средств управления, или слишком резкое воздействие всадника могут привести к тому, что лошадь начинает нервничать и горячиться. Лучшим «лечением» этой проблемы является перевод лошади в шаг, что даст всаднику возможность заново сконцентрироваться и вспомнить, что нужно делать при менке. Затем нужно поднять лошадь в галоп и постараться снова выполнить упражнение.
В том случае, если лошадь пытается самовольно менять ногу, то нужно вернуть ее на галоп с нужной ноги, не давая ей проявлять ненужную инициативу. Если лошадь меняет ногу, но делает это со слишком малым захватом пространства и при этом нарушается плавность и поступательность движения, то для начала следует понять, готова ли лошадь к менкам, может ли она сохранять активный и сбалансированный галоп по прямой? Если лошадь этим требованиям удовлетворяет, то при менке нужно энергичнее продвигать лошадь вперед, при этом руки ни в коем случае не должны блокировать движение.
Если лошадь опаздывает поменять зад, то это тоже признак несогласованного действия шенкеля и повода. Сходный эффект можно получить, если при подготовке к менке подавать корпус вперед или отрывать седалище от седла. Помните, во всех упражнениях сначала работает шенкель, шлюсс, поясница, и только потом рука с поводом! Нужно стремиться к тому, чтобы перемена ноги делалась от шенкелей при почти полностью пассивном положении повода.
Удачи в подготовке и выступлениях!
Менка через рысь и одиночная менка на серпантине.