Сформировалась порода якутских лошадей в условиях резко континентального климата Якутии, где зимой морозы достигают 50–60 градусов, а летом жара превышает 40 градусов. Примечательно, что якутским лошадям не страшен не только лютый мороз, но и назойливые кровососущие насекомые – оводы, комары и мошкара, которых летом в якутской тайге целая тьма.
Якутская лошадь — самая северная порода лошадей в мире. Она единственная из пород лесного типа приспособлена к круглогодичному табунному содержанию. Некрупные (130-135 см в холке), с большой головой, короткой толстой шеей, длинным и массивным туловищем, широкой и часто карпообразной спиной и короткими прочными ногами, якутские лошади прекрасно приспособлены к суровому северному климату.
От морозов лошадей спасают очень густой и длинный волосяной покров, толстая кожа и слой подкожного жира. Шерсть их зимой достигает 8-10 см в длину, очень густой пышный хвост, как правило, достает до земли, грива покрывает не только шею, но и плечи лошади. Масть якутских лошадей преимущественно серая, саврасая, мышастая. В лютые морозы под -50, — 60 градусов они выкапывают копытами траву из-под снега.
На якутских лошадях ездят верхом, от них получают мясо и молоко, а из конского меха шьют тёплые и очень ноские вещи. Шаг якутской лошади мелкий, но спорый, очень удобный для передвижения по извилистым лесным тропам. Якутские лошади позднеспелы, но долговечны: достигая полного развития лишь к пяти-шести годам, они часто используются в разведении и работе до 25-27 лет.
Якуты ездят на лошадях на охоту. Для этого лошадь берут из табуна и один-два дня "выдерживают" (то есть практически морят голодом), коротко привязывая к специальному столбу, так, что лошадь не может наклониться. Это делается потому, что лошадь в табуне очень жирная и отвыкшая от тяжёлой работы. Если сразу начать на ней носиться по лесу, то она может заболеть и даже умереть. А если она два-три дня поголодает, то прекрасно перенесёт долгую скачку. Такой способ "выдержки" применяется якутами на протяжении многих веков.
Якутские лошади круглый год пасутся в табунах на подножном корме, безо всякой защиты от непогоды. При резко континентальном климате Якутии осадков выпадет сравнительно мало, и снег не слишком глубок — лошади раскапывают его и добираются до травы. Такая зимняя пастьба называется тебенёвкой.
За лидерство в табуне между собой жеребцы бьются жестоко: на кону целый косяк! Впиваются друг в друга зубами до крови; летят куски шкуры. Кобылицы, которые смирные, уходят с победителем. А те, что с норовом, могут и с побежденным вожаком остаться, и к третьему уйти. Правда, и жеребцы попадаются разные: иной такую приблудницу гонит, словно соперника...
Весной лошадей пасут на южных крутых склонах сопок (там микроклимат теплее), а с наступлением тепла их перегоняют на открытые гривы. Сено зимой получают в основном лишь рабочие лошади (это, как правило, мерины), которых содержат в загонах. Жеребята рождаются ранней весной, в снегах. После рождения они почти никогда не ложатся. Кобылицы поднимают новорожденного и подпирают его, чтобы он не простыл на мерзлой земле. Скоро он и сам научится держаться на тонких ножках и спать, пока не потеплеет, стоя, как все якутские лошади. Молодняк быстро набирает вес: за полгода до 200 килограммов - половина взрослой лошади. Осенью вольная жизнь на короткое время заканчивается - на отлов выезжают коневоды, вооруженные длинными палками с петлей.
Еще попробуй лошадь поймать! Ведь она - животное территориальное: постоянный участок одного косяка (небольшого табуна из вожака, семи-девяти кобылиц и жеребят) занимает от 25 до 30 квадратных километров. «Когда приходит время отделять жеребят, ищем косяки по следам. Если следы замело, приходится иногда по десять дней разыскивать», - говорит коневод Григорий Охлопков с базы «Дайар-1» в Хомустахском наслеге (районе) Намского улуса.
А вот летом кони худеют — они не могут нормально пастись из-за огромного количества комаров и мошки. Всё лето в деревнях жгут специальные "дымокуры" из коровьего навоза, чтобы дымом отпугивать мух и комаров. Кстати, одна из народных легенд говорит о том, что в древние времена дикие лошади сами пришли к людям, чтобы прятаться от комаров в дыму костров.
Коневодство в Якутии
Многие исследователи Якутии утверждают, что якуты – древнейшие коневоды, и, словно в подтверждение этих слов, они до сих пор сохраняют свою исключительную любовь к лошади. В этой жизненно важной отрасли отражена вся история якутов, их многовековая борьба за выживание в условиях сурового Севера. До прихода на Лену основой хозяйственной деятельности якутов было кочевое табунное коневодство.
Обычаи, связанные с якутской лошадью
Свидетельством первостепенного значения коневодства для якутов были существовавшие обычаи – например, обычай после смерти хозяина закалывать его коня и мясо раздавать всем пришедшим на похороны. Свадебное угощение непременно включало кумыс и конину, а самые почетные гости получали лучшие куски мяса.
Конское мясо и молоко
Конское мясо и молоко являются экологически чистыми продуктами и обладают целебными свойствами. В молоке содержится молочный сахар, богатый витамином С, поэтому кумыс является натуральным антибиотиком. Его употребляют при лечении дизентерии, брюшного тифа, туберкулеза. Молоко якутской лошади богато йодом, кальцием и аскорбиновой кислотой, которые помогают при анемии и заболеваниях щитовидной железы (зоб). Употребление мяса якутской лошади помогает при лечении заболеваний печени, поджелудочной железы и желудочно-кишечного тракта, выводит из организма радионуклиды.
Уникальный вкус мяса якутской лошади объясняется тем, что в пищу употребляют только мясо лошадей, никогда не знавших ни седла, ни стремян. Мясо якутской лошади очень жирное и калорийное, его производство уже сегодня поставлено на поток.
Якутский Ысыах - праздник в честь лошади
По представлениям народа саха, лошадь — священное животное небесного происхождения. «Джесегей огото» или «дитя Джесегея», бога-покровителя коней и отважных мужчин, так называют якуты коня. Ему издавна поклонялись, его почитали, ежегодный народный праздник Ысыах в основном посвящался Джесегею и сопровождался традиционным восхвалением коня и угощением всех кумысом.
Известны якуты и своей особой страстью к скачкам. К ним они готовятся задолго, состязания нередко устраивают на дистанции, исчисляемые десятками километров, и приурочивают к Ысыах – национальному якутскому празднику в честь лошади.
Празднество Ысыах проводилось в конце июня – времени окончания выжеребки. Оно сопровождалось традиционным восхвалением лошади и питьем кумыса. Место проведения Ысыаха украшалось молодыми березками и коновязами, отделанными узорчатой резьбой. Перед домами и на Ысыахе якуты ставят так же коновязи-сэргэ с резными изображениями лошадей, наделенных, по их мнению, магическими свойствами приносить им благо и охранять их. Богато украшали и сосуды для питья кумыса (чороны), и кожаные резервуары для его хранения (симиры).
О древности коневодства напоминает нам и якутский календарь. Один из месяцев называется Кулун тутар, что в переводе означает «Поимка жеребят».
Заслуживает внимания убранство якутской лошади. Украшениями для него служили «чепраки», покрывавшие круп лошади, и «кычымы» по бокам седла, искусно расшивавшиеся серебром и бисером. Седло покрывалось ковриком «далбара», сшитым из разноцветных кусочков конской кожи.
Особое значение имеет коновязь (сэргэ). Она устанавливалась в середине двора и часто украшалась резьбой. «Дом свой устроил, огонь возжег, медную коновязь укрепил», – говорится в якутском эпосе «Олонхо».
Якутская лошадь в народном эпосе
О древности коневодства у якутов говорят и народные предания. Упоминания о разведении лошадей встречаем в сказаниях якутского эпоса. «Словно поле, чистый стол поставили. Словно озера, блестящих серебряных тарелок наставили. Восьми отгулявших кобылиц отборного жиру и сала толстого наложили. Эр-Соготох на белую конскую шкуру сел. Захватил сразу девять громадных кубков, все девять налиты сливками от молодых кобылиц». У народа саха есть миф, где Вселенная представлена в образе лошади. Голова и шея – это Верхний мир, живот – Средний мир, хвост – Нижний мир, а ноги лошади – это четыре стороны света.
Якутская лошадь и современные исследования
Якутская лошадь описана многими исследователями. Ее изучение вызвало у В.Г. Гольмана чувство восторга и удивления. Он писал: «Внешне якутская лошадь не может состязаться с другими породами. Она не обладает той резвостью, как орловская, грузоподъемностью, как французская, красотой, как английская, но в суровых якутских условиях эта лошадь неоценима для местного населения. Может показаться невероятным, что колымские купцы ежегодно в последних числах октября отправляют из Якутска свои товары вьючно на одних и тех же лошадях в Среднеколымск, расстояние до которого 2540 верст, и что эти лошади приходят туда в половине января, проходя при этом около 1500 верст пустым местом на подножном корме». Якутские лошади выносливы и сообразительны, хорошо ориентируются на бегу по пересеченной местности.
В настоящее время в Якутии (Республика Саха) сформировалось три типа якутских лошадей: северный оригинальный тип (среднеколымская, верхоянская лошадь); южный, более мелкий тип, не подвергавшийся скрещиванию с заводскими породами; южный крупный тип, отклоняющийся в сторону заводских пород, использованных для улучшения местной якутской лошади. В 2011 году было официально объявлено о презентации новой – Мегежекской породы якутских лошадей в конезаводе имени Степана Васильева (Нюрбинский район Республики Саха (Якутия)).